воскресенье, 9 сентября 2018 г.

"Музыкальное воспитание в семье"

Музыкальное воспитание - многогранный процесс, который представляет собой целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства.
Музыкальное воспитание не просто даёт сумму знаний о музыке, но и готовит жить и действовать в этом мире, помогает ребёнку не только ощутить прекрасное, но и осознать его. Эмоциональное воздействие музыки намного больше, чем воздействие какого-либо другого вида искусства. Очень часто родители считают, что ребёнка не стоит приобщать к музыке, если сам ребёнок не проявляет к ней особого интереса, редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребёнка. А между тем, давно замечено, что музыка - самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребёнком. так, маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные.
Ребёнку необходимо слушать классическую музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых, исполняя песни для своих родителей, в совместном исполнении танцев, игре на музыкальных инструментах. В процессе совместного восприятия у ребёнка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это, очень важно, и для установления духовного контакта между ребёнком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки.
Если Вы хотите научить ребёнка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Возможно в Вашей фонотеке есть короткие пьесы, музыка которых предельно ярко, точно воспроизводит знакомые, понятные ребёнку образы: "Детская полька" М. И. Глинки, "Болезнь куклы", "Новая кукла" П. И. Чайковского и др. Если нет, то их стоит приобрести. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребёнком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребёнка. Спросите, о чём эта музыка "рассказывает", на что похожи услышанные звуки. Дети угадывают с удовольствием, узнавание доставляет им радость. В следующий раз попробуйте прослушать две или три короткие пьесы контрастные по звучанию: "Весёлый крестьянин" Р. Шумана и "Колыбельную" В.-А. Моцарта. Если Вы спросите ребёнка, чем отличаются друг от друга эти пьесы, наверное, ответит, что одна весёлая, подвижная, а вторая спокойная, тихая. Попросите ребёнка взять краски и бумагу, и пусть он попытается изобразить свои впечатления в рисунках. Только не подсказывайте что ему рисовать, - воображение у детей развито достаточно хорошо,он может удивить и поразить своим рисунком. Если у ребёнка нет навыков рисования, попросите его хотя бы назвать те краски, которые, по его мнению, подходят к грустной музыке и музыке весёлой. Как правило, дети, соотносят с весёлой музыкой тёплые тона: красный, жёлтый; с грустной - холодные: синий, голубой, серый. И в дальнейшем, когда Вы будете слушать с ребёнком музыку, просите его выразить свои впечатление от неё с помощью красок. Постарайтесь, чтобы Ваши разговоры и занятия не были скучными, утомительными, это отбивает у ребёнка всякое желание слушать музыку.
Призовите на помощь игру. Вы рассказываете о марше - пусть ребёнок отбивает такт погремушкой или возьмёт в руки оловянного солдатика и заставит иго маршировать по столу в такт музыке. Вы поставили диск с танцевальной музыкой - хлопайте в ладоши, отбивая ритм, попробуйте передать ритм движением, увлеките ребёнка, чтобы он тоже начал двигаться, танцевать. Обратите внимание на звучание инструментов в музыке, исполняемой оркестром, - вот солирует скрипка, вот - труба, барабан. Обязательно покажите соответствующий инструмент на картинке или музыкальную игрушку - инструмент.
Обогащая духовный мир ребёнка, музыка является составным компонентом всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте накапливается тот опыт деятельности, от которого  во многом зависит его последующее образование и общее развитие. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времён. "Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать её и размышлять о ней," - говорил Д. Б. Кабалевский.
Постарайтесь:
1) создать дома фонотеку классической, народной, современной детской музыки;
2) приобрести музыкальные игрушки (погремушки, бубны, дудочки, ксилофон или металлофон и др.);
3) поощрять любые проявления песенного и танцевального творчества ребёнка, петь и танцевать вместе с ним;
4) научитесь находить музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки, у моря, в городе;
5) посещать со своим ребёнком концерты и спектакли.
Если Вы хотите, чтобы сердце Вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его слушать, любить и понимать музыку! Учите его и учитесь вместе с ним!

Комментариев нет:

Отправить комментарий